Перейти к содержимому

п. Пожва (Пермский край)

История Пожвы

Церковь Св. Троицы в пос. Пожва Юсьвинского района — памятник архитектуры и градостроительства регионального значения.

В старину в крае нашем были непроходимые леса. А среди них находила свой путь к Каме река Пожва. Известно, что в 1629 году в документах впервые упоминается о ней, а так же о наличии железных руд вблизи её устья и обширных лесов в округе.

Название ПОЖВА в переводе с коми-пермяцкого языка обозначает «вода в решете», так как в своём течении река преодолевает несколько каменистых (галька) перекатов, и вода на них играет, точно просеивается.

В книге «На старом Уральском заводе» Пожвинского краеведа П.М.Казанцева отмечено, что «…в 1715 году в переписной книге Гагарина упоминается «две деревеньки Орловского присуда – Усть–Пожва и Верх-Пожва, но из семи дворов в этих деревушках четыре были пустые, а в двух жили нищие».

Как известно, в половине 17 века начинается строительство завода. С его строительством растёт и поселение. Из бедной деревеньки в 1715 году выросла рабочая слободка Пожва. Название своё она получила от реки.

Сейчас в Пожве проживает 3380 человек. Здесь довольно развитая инфраструктура. Сеть магазинов, две общеобразовательные школы и одна музыкальная, Дом творчества юных и Дом культуры, библиотеки, детские сады, столовые и знаменитый ранее на всю Россию завод. Ведь рост и развитие посёлка неразрывно связано с ростом и развитием машиностроительного завода, основанного в марте 1754 года. Историки любовно именуют Пожву «родиной первых русских пароходов», «колыбелью отечественного парового судостроения».

С Пожвой связано много известных имён, таких как князь Г.Е.Львов и С.Е.Львов, промышленник В.А.Всеволожский, Соболевский, великий классик А.С.Пушкин.

Не менее уникальна и справка о деятельности домашнего театра Всеволожского. Театральный репертуар местного театра немногим отличался от репертуара столичной сцены. Музыкальной частью театра руководил Людвиг – Вольфганг Мауэр (1789 – 1878), композитор и скрипач – виртуоз, имевший в двадцатые годы 19 века шумный успех в музыкальных кругах.

Прославилась Пожва и своими жителями. Герой Гражданской войны Иван Андреевич Назукин, ставший прототипом литературного героя комиссара Романа Кошкина в пьесе К.А.Тренёва «Любовь Яровая», Лауреат Государственной премии кандидат технических наук А.С.Чащихин.

Богатая, не до конца изведанная история посёлка.

Не менее привлекательна Пожва своей природой — живописнейшие места, отличная рыбалка и бесконечное Камское море, манящее в свою обманчиво- спокойную даль. Пожва стала излюбленным местом отдыха жителей Пермского края.

Использованы материалы сайта: pozhva.ru

 

История завода

Пожвинский (Пожевской) чугунолитейный и железоделательный завод

«21 марта 1754 года Берг-коллегия по представлению канцелярии Главного заводов правления внесла определение о разрешении строить чугунолитейный и железоделательный завод на реке Пожве».

«22 мая 1756 года последовал указ Главного заводов правления, разрешающий строительство трех медеплавильных печей при Пожвинском заводе.

Через два года, 2.07.1758 года, медеплавильные печи дали первый металл.»

Основан Пожвинский чугунолитейный и железоделательный завод крестником Петра 1 — Н.Г.Строгановым в 1754 году. В 1773 году предприятие было передано сенатору Всеволоду Андреевичу Всеволожскому. Основное развитие завод получил во времена владения им династии Всеволожских 1773 – 1836 годы. Новый владелец для увеличения доходов провел реконструкцию и перестройку завода, который в начале XX века стал именоваться машиностроительным. Уже тогда объект завоевал широкую известность.

В первой четверти XIX века местные мастера освоили изготовление паровых двигателей и успешно применили его для механизации водного и сухопутного транспорта. Сооружение паровых судов пожевляне начали одновременно с Петербургским заводом Берда в 1815 году. Пожвинцы внесли многие механические новшества и усовершенствования, чем утвердили самобытность и качество отечественного пароходостроения.

В 1876 году два парохода в 36 и 6 номинальных сил совершили плавание от Пожвы до Рыбинска. Лишь неприспособленность гидросооружений не позволила им завершить навигацию в Петербурге. Осенью 1816 года, намного раньше, чем в столице, в мастерских завода вспыхнули газовые фонари. В отделе истории русской культуры Государственного Эрмитажа в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) экспонируется медная модель первого русского паровоза, изготовленного в 1828 году Пожвинскими мастерами.

В 1809 году под руководством мастера Штеде были изготовлены первые образцы дроворезных пил.

Завод был участником первых Всероссийских промышленных выставок. Так в 1829 году им выставлялось тончайшее, как папиросная бумага, листовое железо — высочайшее достижение того времени. В 1833 году изготовлены уникальные башенные часы и первая машина высокого давления. В 1839 году отправился в путь первый российский паровоз широкой колеи с гордым названием «Пермяк».

Газета «Прикамье», ноябрь 2003г.

 

Герб Пожвинского сельского поселения

Герб Пожвинского сельского поселения.

Описание:

В рассеченном зеленью и лазурью поле с беличьей оконечностью – золотое плывущее речное грузовое судно с палубным навесом, штурвалом и мачтой.

Обоснование символики:
Правая часть окрашена в зеленый цвет, что символизирует обширные леса Пожвы, расположившиеся по берегам реки Кама. Также, зеленый цвет – символ обновления, развития, жизни.
Лазурь в гербе, расположенная в левой части герба – символ развития, будущности, чистоты воды и неба. Также лазурь символизирует Камское водохранилище.
Оконечность беличьего меха показывает название поселения, «Пожва» — в переводе с коми-пермяцкого языка обозначает «решетная вода», так как в своём течении река Кама преодолевает несколько каменистых перекатов, и вода на них играет, точно просеивается. Название своё она получила от реки. Кроме того – это дань династии Строгановых, основавших в Пожве в 1765 году железоделательный завод (беличий мех в гербе графов Строгановых).
Основная фигура герба – золотистое речное судно, называемое коноводкой. Золотистый цвет судна означает золотые страницы истории п. Пожва, а также — символ богатства, достатка, воли, постоянства. Судно направлено влево, что означает «плывущее в будущее».
Четырёхугольник, примыкающий к верхнему правому краю щита с воспроизведенной в нем фигурой герба Пермского края, дополняет картину Пожвинского герба, что важно, т. к. Пожва является субъектом Пермского края.
В целом изображение несет сочетание многообразия окружающего нас мира (зеленый и синий цвета), технического прогресса в прошлом и веры в светлое будущее.
Авторский коллектив
Идея флага: Алексей Борисович Панфилов
Компьютерный дизайн: Владимир Леонидович Созинов
Утвержден Решением Совета депутатов Пожвинского сельского поселения (#19) от 1 июля 2011 года.

 

Источники

  • Казанцев П. М. Пожвинский завод. Историческая хроника 1754 — 2004. Эта книга написана человеком, судьба которого переплелась с судьбой нашего края и стала, без преувеличения, жизнью-поступком, одной большой и значительной Судьбой. Жизненный путь автора явил собою пример бескорыстного служения мечте. И это служение было тем ярче, чем больше испытаний выпало на его долю. Его имя – Павел Максимович Казанцев.
  • Казанцев П. М. На старом уральском заводе. Пермь: Кн. изд-во, 1966. 123 с.
  • Шумилов Е. Н., Степанов М. Н. Пожва // Уральская историческая энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург, 2000. С. 426.
  • Казанцев П. М. Пожвинский завод: Ист.хроника. 1754-2004 / Материалы подгот.: О. В. Германович, Н. Ф. Исакова. Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд-во, 2004. 421 с.
  • Зыкин А. Берег левый – берег правый: [Из истории поселков Пожва и Майкор] // Парма-новости. 1997
  • Шумилов Е. Н., Степанов М. Н. Пожва // Материалы по Перм. обл. к Урал. ист. энцикл. Пермь, 1994. Вып. 1. С. 104-105.

Ссылки

http://pozhva.permarea.ru/
Пожвинское сельское поселение. Официальный сайт.

http://pozhva.ru
Сайт п. Пожвы. Пожевляне бывшими не бывают.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Пожва
п. Пожва (Википедия — Свободная энциклопедия)

 

Primary Sidebar